Персональная страница публициста Олега Кипкало. Кино. My TOP 100. Ингмар Бергман. "Причастие". Рецензия на фильм.
Ингмар Бергман.
"Причастие"
Nattvardsgasterna. 1962. Швеция.
Сценарий: Ингмар Бергман (Ingmar Bergman). Оператор: Свен Нюквист (Sven Nykvist).
В ролях: Гуннар Бьернстранд (Gunnar Bjornstrand), Ингрид Тулин (Ingrid Thulin), Аллан Эдвалль
(Allan Edwall), Макс фон Сюдов (Max von Sydow), Гуннель Линдблом (Gunnel Lindblom), Улоф Тюнберг
(Olof Thunberg), Кольбьерн Кнудсен (Kolbjorn Knudsen).
"Так будет у нас служение ?.. Будет !"
Эти слова Альгота Фревика могли бы послужить эпиграфом не только к этому гениальному,
сверхъестественному по своему воздействию фильму Ингмара Бергмана,
но и ко всему творческому наследию великого шведского режиссера.
Сотни километров пленки, обильно расходуемой на всевозможные блокбастеры, сериалы и прочие полезные
их создателям суперпроекты возлежат никудышней кучей мусора перед этим изумительным творением,
предельно простым по форме и испепеляющим по содержанию, по-платоновски сокровенно-лиричном, словно
теплое дыхание в зимнюю стужу.
Заплутавший, потерявшийся в своем дремучем одиночестве, уставший, озябший, почти оледеневший от
бессмысленности и безысходности жизни, преданный своим Богом, некогда бывшим для него и отцом, и
другом, пастор Тумас Эрикссон (вероятно, вместе с самим Ингмаром Бергманом) находит все-таки выход
из тупика. Или, по крайней мере, обретает надежду и способность продолжать жить.
Тумас робко и в то же время решительно делает шаг навстречу новой жизни. Бог - где-то там, далеко
на небесах, он молчаливо и, наверное, равнодушно взирает на жалкие трепыхания его созданий,
запутавшихся в его вязкой паутине, может - разочаровавших его, а может - просто надоевших, подобно
старым, нелюбимым уже игрушкам. Бог любящий и утешающий уходит (почти нет сомнения, что навсегда),
на его месте восседает Бог жестокий, карающий или безучастный, зевающий.
Оставшиеся без родительской ласки и заботы, люди-дети неприкаянно бродят по жизни в поисках
неведомого спасения, не выдерживают нечеловеческой нагрузки бытия, покидают, подобно Юнасу
Перссону, этот оказавшийся таким невыносимо чужим и враждебным мир. Самое страшное, что такой
исход представляется вполне естественным и не худшим вариантом.
Тумас Эрикссон будет продолжать жить. Подобно учительнице Мэрте, искренне, горячо его любящей, до
самопожертвования, самоотречения, удивительно гармоничной в своем несчастье, алчущей взаимности,
тепла, нежности, но способной и готовой довольствоваться самым малым или даже его отсутствием.
Мэрта умеет любить. Тумаса, учеников, людей, может быть - даже Бога. Умеет любить
и искалеченный судьбой Альгот Фревик. Они будут жить, ибо только любовь дает основание для жизни.
И для бессмертия. Они приняли свое испытание, свою участь, свой крест. И самое потрясающее -
оставили шанс для Бога. Они умеют прощать.
Отныне Тумас Эрикссон принадлежит к их тайному братству. Возможно, к ним присоединится и потерявшая
мужа Карин Перссон. Пробивающийся сквозь холодный мрак вечности зимний свет влечет к себе тех, кто
находит в себе мужество жить. А значить - быть служению. Бог молчит, слово - пастору. Он должен
найти потерянные было слова.
Фильм Бергмана не был отнесен к его великим шедеврам, немного затерялся на фоне "Персоны",
"Земляничной поляны" , "Шепотов" и "Сонаты". Но такая оценка (или недооценка) не имеет никакого
значения, искусство самодостаточно и не нуждается ни в каких сертификатах.
Ингрид Тулин потрясающа в роли Мэрты, наверное - это лучшая ее роль. Безгранично преданная кино
Тулин никогда не боялась выглядеть на экране, мягко говоря, не очень красивой. В "Причастии" ее
Мэрта, несмотря на экзему, неухоженный вид, ужасную одежду - красавица, равных которой не так уж
много отыщется в истории мирового кино. Для меня Мэрта в исполнении Тулин - олицетворение
актерского искусства.
Гуннар Бьернстрандт в роли Тумаса Эрикссона, несомненно, достигает вершины своего таланта.
Великолепен и Аллан Эдвалль в маленькой (по экранному времени, но не по содержанию) роли Альгота
Фревика. Блестяще играет Юнаса Перссона Макс фон Сюдов. Это одна из его самых значительных ролей.
Запоминающийся образ создает и Гуннель Линдблом (Карин). Нелишне добавить, что снимает фильм Свен
Нюквист, тоже безусловно приложивший руку к созданию шедевра.
Олег Кипкало.
Фильм на IMDB.
 
Рецензия С.Кудрявцева.
 
Рецензия И.Галкина.
На главную.